Работа «Сны бразильской пионерки» в моей фотостудии была неожиданностью ))
Ребятам была предоставлена полная свобода действий. Я получила нечто новое и интересное. Картину оценили в первую очередь мои посетители.
Татьяна
Техника гризайль известна с античности, получила широкое развитие в периоды Средневековья, Готики, а также Северного Возрождения. Гризайль является видом живописи, выполняемой одним цветом, чаще всего серым. Основа – это тональные градации, игра цвета и тени, достигаемые при помощи полутонов, а также сочетания с белым цветом. Фактически в гризайли важен только тон предмета, а не его цвет.
Изначально данный вид живописи использовался для имитации скульптурных рельефов на стенах, применялся при разноплановом декоре интерьера. При этом очень важна была точность исполнения для достижения эффекта объемного изображения. Данные архитектурные детали в сочетании с многоцветной росписью обеспечивали невероятную красоту. При этом было практически невозможно отличить скульптуру от живописи.
Со временем техника гризайль стала использоваться в качестве дополнительного метода при создании эскизов и написании полотен, ее стали применять в станковой живописи. Позже данная техника переросла в самостоятельный вид живописи.
Сегодня помимо живописи и архитектуры, техника гризайль широко используется в декоративно-прикладном искусстве, производстве витражей. С ее помощью печатают рисунки на тканях и других материалах (набивка), часто применяют в гравюрах.
Использование техники гризайль в живописи
Данная техника достаточно сложна, но позволяет получать удивительные картины с применением всего одного цвета за счет сочетания света, полутонов и тени. Данный вид монохромной живописи использовал Пабло Пикассо, Рембрандт и многие другие известные художники.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Художник, владеющий техникой гризайль, способен используя основной цвет с белым создать очень точные тональные отношения, обыграв при этом все нюансы произведения. В итоге ощущается не только неповторимый колорит, но и окраска каждого предмета. Более того, произведения в стиле гризайль позволяют дать волю фантазии, представляя изображение в индивидуальной цветовой интерпретации.
Благодаря использованию данной методики живописи, в том числе в сочетании с многоцветной росписью, возможно создание элементов архитектурной иллюзии, которые практически невозможно отличить от настоящих скульптур или арок. Например, в некоторых залах Эрмитажа потолки и стены выполнены в технике гризайль, что позволяет визуально наблюдать полностью реалистичные скульптуры под сводами, атриумы и резные стены.
Данная техника позволяет имитировать следующие архитектурные элементы и детали:
Как и на картине, в архитектуре особо важна передача света, полутонов, теней, рефлексов. Именно данные факторы обеспечивают иллюзию подлинности. С другой стороны, профессионально выполненное произведение в гризайли не позволяет забыть, что перед нами живопись, орнаментная роспись, а не скульптура.
Когда создается архитектурная гризайль, используется всего несколько колеров (заготовленных тонов), каждый из которых соответствует строго определенной градации света. Кроме того, при создании каждого колера учитывается, какой тип материала имитируется, как создаваемая композиция соотноситься со всем архитектурным ансамблем. И самое важное – учитывается расстояние, с которого законченное произведение будет представлено вниманию.
В итоге всегда получается шедевр, очаровывающий кажущейся простотой. На самом деле передача ощущения цветного изображения с использованием удивительного сочетания оттенков одного цвета — это сложная задача, но результат стоит затраченных усилий, он всегда просто завораживает. Данный вид живописи позволяет фантазировать, додумывая изображение, представляя его в собственной цветовой гамме.